Педагогика и Психология

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра педагогики и психологии открыта в 1986 году. Ее название корректировалось неоднократно, с учетом содержания деятельности ("Педагогики и методики начального образования", "Педагогики и психологии начального образования", "Педагогики и психологии дошкольного и начального образования", с 2009 г. "Педагогики и психологии").

С 1986 по 1993 год заведовал кафедрой Чепиков В.Т., кандидат педагогических наук, доцент; с 1993 по 1995 год - Мамхегова Э.М., кандидат психологических наук, доцент. 

С 1995 года до настоящего времени кафедрой руководит Теуважукова Раиса Тамишевна, кандидат педагогических наук, доцент, Академик Международной Академии Акмеологических наук. 

Кафедра обеспечивает преподавание психолого-педагогических дисциплин образовательного стандарта специальностей "050708 - Педагогика и методика начального образования", "050707 - Педагогика и методика дошкольного образования", "050502 - Технология и предпринимательство", "070801 - Декоративно-прикладное искусство".

На кафедре осуществляют подготовку бакалавров по направлению - "Педагогика" с профилями "Психологическое образование", "Детская практическая психология", " Начальное образование". По направлению - "Педагогика" на кафедре подготовлена магистерская программа  "050708.68 - Педагогическая психология".

С целью совершенствования качества подготовки учителя и с учетом вариативных учебных планов и инновационных образовательных систем, на кафедре разработана программа и ведется специализация по инновационным образовательным системам в начальной школе. 

Программа специализации имеет два раздела: 1. Теоретические основы инновационных образовательных систем в начальной школе; 2. Методика организации и проведения занятий по инновационным образовательным системам в начальной школе и включает в содержание следующие дидактические системы: Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова; Л.В.Занкова; "Школа 2100". Средствами специализации частично решается проблема подготовки современного учителя, умеющего реализовать принцип личностно-ориентированной педагогики и удовлетворять современным требованиям школ КБР.
На кафедре разработана альтернативная специализация "Коррекционная акмеология", которая включает следующие образовательные дисциплины: общая акмеология; акмеология образования; профессиональная акмеология; коррекционная акмеология; система коррекционно - развивающего образования; моделирование авторской системы деятельности по коррекционно-развивающему обучению. 

Студенты имеют право выбора и проходят одну специализацию с учетом своих пожеланий и тех реальных условий педагогического процесса, в который будет включен молодой специалист после окончания университета. 

Также на кафедре разработаны и ведутся спецкурсы и курсы по выбору имеющие профессиональную направленность и значимость в плане подготовки учителя: психология индивидуальных различий и познавательная деятельность учащихся; работа учителя начальных классов с родителями; работа классного руководителя; психология детского чтения; основы профессионального самовоспитания будущего учителя; народная педагогика кабардинцев и балкарцев; готовность детей к обучению и ее формирование; сравнительная педагогика; семейная педагогика и домашнее воспитание; развитие начальной школы КБР; педагогическая этика и основы педагогического мастерства, основы акмеологии, выдающиеся педагоги прошлого и др.

На кафедре имеется аспирантура по специальности "19.00.13 - Психология развития, акмеология". 
Кафедра ведет научно-исследовательскую деятельность по направлению: "Совершенствование качества подготовки студентов - будущих специалистов образования". Разработана программа междисциплинарного комплексного исследования: "Согласование требований государственных образовательных стандартов с потребностями Кабардино-Балкарского государственного университета в повышении качества подготовки воспитателей, учителей, преподавателей". Программа строится на основе методических рекомендаций Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. В результате исследования предполагается выполнение диссертационных работ, обобщение результатов исследований в учебно-методических пособиях и коллективной монографии и др. (Срок выполнения темы: начало - 1996 год, окончание - 2015 год). 

В результате исследования на кафедре выполнены и защищены 13 кандидатских диссертаций: "Педагогические условия преемственности дошкольного и начального образования при подготовке детей к обучению" (2000 г., Накова (Хагажеева) И.Р.), "Основные тенденции развития начальной школы современной Кабардино-Балкарии" (2000 г., Башиева Ж.Д.), "Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс" (2002 г., Анаев М.А.); "Авторская система деятельности преподавателя по развитию у студентов творческой готовности к предстоящей деятельности" (2004 г., Сабанчиева Р.З.); "Личностно-мотивационные детерминанты развития профессионализма педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации" (2004 г., Кравцова Ф.Х.); "Акмеологическая продуктивность авторских систем деятельности преподавателей в оценке студентов" (2004 г., Мидова - Карданова В.О.); "Факторы продуктивной деятельности учителей в развитии речи и мышления младших школьников" (2005 г., Михайленко О.И.); "Акмеологические факторы продуктивной деятельности и мастерства учителя начальных классов сельской школы" (2005 г., Балкизова- Бозиева Ф.Б.); "Акмеологические факторы продуктивной психореабилитационной помощи детям, пережившим стресс" (2005 г., Точиева М.М.). "Акмеологические факторы развития продуктивного ролевого поведения в семье" (2006 г., Нагоев Б.Б.); "Акмеологические факторы развития педагогических способностей учителей начальных классов" (2009 г., Верниенко Л.В.); "Акмеологический тренинг как средство повышения эффективности профессиональной деятельности социальных педагогов"(Порхун Л.В., 2010); "Развитие коммуникативной компетентности специалиста средствами акмеологического тренинга" (2010 г., Жаринова Е.Н.).

Членами кафедры и аспирантами выполняется научно-исследовательская работа по 22 темам. Заключен договор о совместной деятельности Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов и Кабардино-Балкарского государственного университета по внедрению экспериментальных образовательно-профессиональных программ в области совершенствования качества образования. 

Целью совместной деятельности Исследовательского центра и Университета является внедрение в практику повышения квалификации и переподготовки руководящих и научно-педагогических работников Университета предлагаемых Исследовательским центром экспериментальных образовательно-профессиональных программ (ЭОПП) в области совершенствования качества образования.

В рамках договора запланировано и проводятся курсы повышения квалификации преподавателей
Системы обеспечения качества и управления качеством образования по учебной дисциплине". 

Налажены связи с другими учреждениями, способствующие развитию кафедры (особенно в научно-исследовательском и методическом плане), с Санкт-Петербургским государственным университетом, с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Ленинградским государственным университетом им. А.С. Пушкина, Пятигорским государственным лингвистическим университетом, Академией Акмеологических наук, Российской Академией государственной службы при Президенте РФ и др.

 

Штатный состав кафедры педагогики и психологии:

 

 1.Теуважукова Раиса Тамишевна - заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, Академик Академии акмеологических наук 
2.Кузьмина Нина Васильевна - доктор психологических наук, профессор, член - корреспондент РАО, Президент Академии Акмеологических наук 
3.Хагажеева Инна Руслановна - кандидат педагогических наук, доцент 
4.Башиева Жанна Дугуевна - кандидат педагогических наук 
5.Анаев Марат Азретович - кандидат психологических наук 
6.Нагоев Будимир Борисович - кандидат психологических наук 
7.Балкизова Фатима Борисовна - кандидат психологических наук 
8.Ногерова Марьям Татуевна - кандидат психологических наук 
9.Кумахова Ляна Мухарбиевна - старший преподаватель
10.Абазокова Татьяна Анатольевна - старший преподаватель
11.Апшева Светлана Юрьевна - ассистент
12.Балкизова Амина Зауровна - ассистент

Членами кафедры опубликовано более 900 научных и методических трудов, в том числе за последние пять лет 180 публикаций, из них 38 учебно-методическое пособие. 


СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ СОТРУДНИКОВ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Теуважукова Раиса Тамишевна - заведующая кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент, Академик Академии акмеологических наук.
1.Профессиональное самовоспитание будущего учителя. Учебное пособие.- Нальчик: КБГУ, 1999. 
2.Педагогическая практика студентов 4 курса специальности "050708 - Педагогика и методика начального образования" - Нальчик: КБГУ, 1999. 
3.Инновационные образовательные системы в начальной школе и проблема подготовки учителя: Вестник КБГУ, Серия гуманитарные науки. Вып.7. - Нальчик: КБГУ, 2002. 
4.Обучение студентов акмеологическому проектированию авторских систем деятельности. - СПб.: Академия акмеологических наук, 2003. 
5.Проблема подготовки учителей для современной начальной школы. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
6.Актуализация профессионально-акмеологической компетентности в сфере самовоспитания студентов - будущих учителей. / Акмеология, - СПб., 2005.
7.Качество образования - приоритетное направление. / Образование+. Научно-методический и информационный журнал Министерства образования и науки КБР. - Нальчик: МОН КБР, 2007.
8.Акмеологические исследования в Кабардино-Балкарском госуниверситете: результаты и перспективы. / Акмеология. - СПб., 2008.
9.Акмеологические предпосылки разработки педагогических технологий./ Педагогические технологии как фактор повышения качества образования. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009.
10.Развивающие образовательные системы в начальной школе и опыт подготовки учителя./Подготовка будущего учителя как специалиста в сфере воспитания и социально-педагогической поддержки детей в полиэтничекой среде.- Армавир: АГПУ., 2010

 


Кузьмина Нина Васильевна - доктор психологических наук, профессор, член - корреспондент РАО, Президент Академии Акмеологических наук 
1.Профессионализм деятельности преподавателя. - М.: Высшая школа, 1989. 
2.Профессионализм личности преподавателя. - М.: Высшая школа, 1990. 
3.Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2002. 
4.Предмет акмеологии. - СПб., 2002. 
5.Психологические методы исследования студентов как фактор повышения качества авторской системы деятельности преподавателя высшей школы: Учебное пособие.- М., 2003.
6.Акмеологическая теория фундаментального образования. - Ковров, 2005.
7. Сравнительная акмеология развития компетентности специалиста. - СПб.,  ЛГУ им. Пушкина, 2006.
8.Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - Монография СПб, Коломна, Рязань 2008.


Хагажеева Инна Руслановна - кандидат педагогических наук, доцент 
1.Готовность детей к обучению и ее формирование. - Нальчик: КБГУ, 2001. 
2.Оптимизация преемственности при подготовке к обучению в условиях комплекса «детский сад - школа». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Владикавказ, 2000.
3.Проблемы оптимизации преемственности начального и дошкольного образования./ Вопросы преемственности дошкольного, начального и основного школьного образования - Нальчик: ИПКиПРО КБГУ, 2007.
4. Педагогические условия, оптимизирующие продуктивность преемственности начального и дошкольного образования. / Занковские педагогические чтения, - Самара, 2008.
5. Образовательная программа курса по выбору «Готовность к обучению и её формирование» (учебно-методическое пособие). - Нальчик: КБГУ, 2006.


Башиева Жанна Дугуевна - кандидат педагогических наук 
1.Развитие Начальной Школы Кабардино-Балкарии. Программа спецкурса. - Нальчик. 2000. 
2.Становления образования в Кабарде и Балкарии. / Вестник ПГЛУ №3. - Пятигорск, 2000. 
3.Основные тенденции развитие начальной школы в современной Кабардино-Балкарии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Пятигорск, 2000.
4.Народная педагогика кабардинцев и балкарцев (учебно-методические материалы). - Нальчик: КБГУ, 2006.
5.Основы специальной педагогики и психологии (учебно-методические материалы). - Нальчик: КБГУ, 2007.


Анаев Марат Азретович - кандидат психологических наук
1.Влияние религии на нравственное воспитание. - Сборник научных трудов молодых ученых КБГУ - Нальчик, 1998.
2.Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.- СПб., 2002.
3.Профессиональный психологический отбор на педагогические факультеты. - Дошкольник и младший школьник в системе образования: Материалы международной научно-практической конференции, - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 
4.Курсовые работы по психологическим дисциплинам. - Курсовые работы по психологическим дисциплинам: Методические указания.- Нальчик: КБГУ, 2008.
5.Учебно-методический комплекс по методологии и методам психолого-педагогических исследований: Учебно-методический комплекс.- Нальчик: КБГУ, 2008.


Нагоев Будимир Борисович - кандидат психологических наук
1.Идеальные представления супругов о семейных ролях мужчины и женщины и их влияние на качество брака. - Нальчик: КБГУ, 2003. 
2.Проблемы и перспективы акмеологии семьи и семейных отношений. - Нальчик, 2004.
3.Социальные, психологические и акмеологические последствия безработицы для человека. / Сборник докладов научно-практической конференции "Меры по снижению безработицы в Кабардино-Балкарской республике" - Нальчик, 2007.
4.Уровень удовлетворенности браком родителей и его влияние на формирование взрослых детей как будущих супругов. / "Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе" - Москва, 2007.
5.Продуктивные и непродуктивные модели реального ролевого поведения молодых супругов. / Наука и устойчивое развитие - Нальчик, 2008.


Балкизова Фатима Борисовна - кандидат психологических наук
1. Профессионально-педагогические умения - основа мастерства учителя начальных классов сельской школы./ Пед. вестник. Вып.6 Сборник научно-методических статей. - Нальчик: КБГУ, 2003.
2. Педагогические способности учителей начальных классов сельских школ разных уровней продуктивности./ Перспектива-2003: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: КБГУ, 2003.
3. Развитие интеллектуальных умений учащихся начальных классов учителями разных уровней продуктивности./ Сборник научных трудов молодых ученых. - Нальчик: КБГУ, 2005.
4. Детская практическая психология: Задания для самостоятельной работы. - Нальчик: КБГУ, 2007. 
5.  Возрастная психология./ Учебно-методический комплекс. - Нальчик: КБГУ, 2007. 

Ногерова Марьям Татуевна - кандидат психологических наук 
1. Невербальные паттерны ролевого поведения./ В сб.: Психологический вестник. - Вып. №2 - ч.1. Изд-во РГУ. - Ростов-на-Дону. - 1997.
2. Этно-ролевые факторы динамики представлений о трудном партнере общения. / В сб.: Психологический вестник. - Вып. №1 - ч.1. Изд-во РГУ. - Ростов-на-Дону.


Кумахова Ляна Мухарбиевна - старший преподаватель 
1. К вопросу о толерантности как педагогическом понятии./ Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру - Пятигорск,1998.
2.Диалогическая позиция учителя как условие успешности воспитания учащихся в духе ненасилия. / Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. 
3.Проблема подготовки педагогов к воспитанию школьников в духе культуры мира. / Проблемы повышения качества и новые технологии подготовки специалистов образования в системе классических университетов. - Нальчик, 2000.
4.К вопросу о формировании этнической толерантности как личностного качества.    / «Перспектива - 2000». - Нальчик, 2000.
5.Использование потенциала традиционной национальной культуры в воспитании толерантности у младших школьников./ Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004.

 

Апшева Светлана Юрьевна - ассистент
1. Факторы развития творческой активности учащихся начальной школы./ "Перспектива - 2002". - Нальчик, 2002.
2. Проблема развития творческого потенциала учащихся начальных классов./ Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи (начальное, среднее и высшее). - Пенза, 2002.
3. Индивидуальные особенности развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников./ Дошкольник и младший школьник в системе образования. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 


 

Абазокова Татьяна Анатольевна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии КБГУ

 

Родилась в г. Нальчике в 1966 г. В 1983 г. окончила среднюю школу и поступила на историко-филологический факультет КБГУ по специальности "Филолог". Трудовую педагогическую деятельность начинала в Кишпекской СОШ Баксанского района учителем русского языка и литературы (1987-1988). С 1988 по 1993г.  работала учителем начальных классов и  заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Зябинской СОШ г. Братска, Иркутской области. Вернувшись в родную республику в 1993 г.  продолжила педагогическую деятельность и до 2007 г. работала ГОУ "Гимназия Радуга". В 2004 г. получила второе высшее образование по специальности "Психолог, преподаватель психологии" (Пятигорский государственный лингвистический университет 2001-2004 г.) С 2005 года и по настоящее время занимаюсь научной деятельностью и преподаю на педагогическом факультете КБГУ.

 

 

Балкизова Аминат Зауровна - ассистент.

 

1. Проблема развития коммуникативных и организаторских способностей как один из акмеологических факторов. Педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Часть I. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009

2. Проблема педагогических способностей как акмеологический фактор развития компетентности будущего учителя (коммуникативные и организаторские способности). Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников», Карачаевск, 2010

Шевченко Эммилия Никифоровна.

Заведующая  методическим кабинетом кафедры педагогики и психологии педагогического факультета  КБГУ.


Ежегодно кафедра проводит педагогическую олимпиаду. Студенты имеют возможность показать свой уровень научно-теоретической и учебно-методической подготовки и развитие общих и специальных умений к предстоящей педагогической деятельности.
Традиционно, ежегодно кафедра проводит научно-практическую студенческую конференцию "Актуальные проблемы образования". Студенты обобщают результаты своих исследований. Лучшие из них принимают участие в Международных и Всероссийских научных конференциях, поступают в аспирантуру и остаются работать в КБГУ.